С сегодняшнего дня вступают в силу изменения в ПДД. Помимо ужесточения ответственности за вождение в состоянии алкогольного опьянения, в новых правилах объяснили, как пользоваться европротоколом, а пешеходов обязали носить светоотражатели в ночное время за городом. Подробнее о нововведениях и о том, помогут ли они улучшить ситуацию на российских дорогах – в материале Право.Ru.

15 000 – именно такое количество ДТП с погибшими и ранеными произошло в 2014 году по вине водителей, севших за руль в нетрезвом виде. Это почти на 20 % больше, чем годом ранее. Под воздействием алкоголя находился каждый восьмой водитель, попавший в ДТП. Количество серьезных аварий, при оформлении которых зафиксировано состояние опьянения у водителя, выросло на 19,2% несмотря на то, что уже действовали новые штрафы в 30 тыс. и 50 тыс. руб. Более 30 тыс. водителей, которых в 2014 г. уличили в езде в пьяном виде, уже привлекались к ответственности за то же правонарушение, а некоторые из них – не один раз.
Однако неутешительная статистика может измениться – с сегодняшнего дня вступают в силу изменения в ПДД.

За повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или повторный отказ прохождения медосвидетельствования водитель будет нести наказание не по Административному, а по Уголовному кодексу – УК РФ дополнен статьей 264.1 "Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию". Таким образом, теперь нетрезвому водителю будет грозить штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб., или до 480 часов обязательных работ, либо лишение свободы на аналогичный срок. Срок лишения свободы может составить от двух до девяти лет в том случае, если в ДТП погибнут люди. Избежать медицинского освидетельствования с 1 июля также не получится – повторный отказ будет рассматриваться как уголовное преступление. Нарушение будет считаться повторным, если с момента истечения предыдущего наказания прошло не более года.

ПДД дополнили и другими существенными изменениями. Одно из них касается пешеходов – при движении вдоль загородных трасс их обяжут иметь на одежде световозвращающие элементы. В противном случае им грозит штраф.

Защитить планируется и детей – теперь для организованной перевозки детских групп численностью более восьми человек необходимо использовать автобус не старее 10 лет, который, кроме того, должен быть оборудован тахографом и аппаратурой для спутниковой навигации.

Изменились и правила оформления ДТП.

Теперь, если попавшие в аварию автомобили мешают движению, водители обязаны зафиксировать место ДТП, а также "следы и предметы, относящиеся к происшествию" с помощью фото или схематично, после чего самостоятельно убрать автомобили с проезжей части.

В случае, когда причиненный каждому из автомобилей ущерб не превышает 50 тыс. руб., участники аварии могут позвонить в полицию и сообщить об обстоятельствах ДТП, зафиксировать место ДТП. После этого водители, не дожидаясь автоинспектора, могут самостоятельно добраться до поста. Также разрешено оформлять аварию без помощи ГИБДД с помощью извещения системы ОСАГО, используя так называемый "европротокол", и самостоятельно направить документы в страховую компанию. Если участники мелкого ДТП претензий друг к другу не имеют, они могут просто разъехаться, ничего не оформляя.

Если водители не смогли выяснить, кто стал виновником произошедшей аварии, то, зафиксировав место ДТП и освободив проезжую часть, они должны обратиться в ГИБДД и либо дождаться приезда инспектора, либо оформить документы на ближайшем посту.

При ДТП с пострадавшими необходимо вызвать скорую и полицию, которые оформят документы и дадут справку для страховой компании. Водители могут зафиксировать место ДТП самостоятельно и освободить проезжую часть.

Также водители получили возможность купить и продлить полис ОСАГО в электронном виде: продление страховки будет возможно с 1 июля, а продажа полисов в интернете начнется с 1 октября.

Громкие ДТП, совершенные водителями в нетрезвом состоянии – Уголовное дело возбуждено против судьи в отставке Ростовского областного суда Валерия Будаева. 27 сентября 2014 года Будаев, находясь в состоянии алкогольного опьянения за рулем принадлежащего ему автомобиля Toyota Highlander, выехав с места для парковки на проезжую часть и не справившись с управлением, столкнулся с двумя припаркованными у обочины автомобилями, а затем наехал на торговый павильон, внутри которого находились трое человек. Людям были причинены телесные повреждения различной степени тяжести. -Павел Семин, в прошлом иеромонах Илия, летом 2012 г. насмерть сбил дорожных рабочих на Кутузовском проспекте. Автомобиль Mercedes Gelandewagen, которым управлял иеромонах, на скорости не менее 140 км/ч въехал в зону ремонтных работ и сбил трех сотрудников дорожных служб, двое из которых скончались на месте, а один получил тяжкие телесные повреждения. В июне 2013 года Дорогомиловский суд Москвы приговорил его к 3 годам колонии, из которых он провел в заключении уже 2 года 4 месяца. Мосгорсуд отказался освободить Сёмина условно-досрочно. -В июле 2012 г. в центре г. Москвы игумен Тимофей (Алексей Подобедов), настоятель храма Пророка Ильи в Обыденском переулке, на спортивном BMW Z4 стал виновником ДТП на Садовом кольце с участием нескольких автомобилей. От освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Подобедов отказался, и в сентябре того же года был лишен водительских прав на год и восемь месяцев. -В Калининграде сын топ-менеджера автомобильного холдинга "Автотор" Сергей Кривченко был приговорен к 3 годам и 11 месяцам колонии общего режима после того, как сбил двух человек на тротуаре. Управлявший внедорожником Lexus LX 570 Кривченко, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, въехал в Mercedes Gelandewagen и попытался сбежать с места ДТП. Уходя от погони, он на полной скорости выехал на тротуар, по которому шли три девушки. Две из них погибли на месте, третья получила тяжелые травмы. В ходе следствия выяснилось, что десятью годами раньше автомобиль Kia Magentis под управлением Сергея Кривченко также стал участником ДТП, в котором погибли два человека. Кривченко тогда также сбежал с места аварии. -Подмосковный священник Владимир Гаврилов, настоятель церкви Сергия Радонежского у источника "Гремячий ключ" в Сергиево-Посадском районе, был задержан полицейскими после мелкого ДТП в Нижегородской области, совершенного в пьяном виде. ДТП произошло еще 30 января на 348-м километре трассы Москва – Уфа. Материалы дела по ходатайству Гаврилова были направлены в один из подмосковных судов.

Вероятность осуждения к реальному лишению свободы для лиц, впервые привлекающихся к уголовной ответственности, невелика, полагает Алексей Каширский, адвокат МКА "Защита". За преступления небольшой тяжести назначение лишения свободы возможно только при наличии отягчающих обстоятельств, большинство из которых не подпадают под указанную ситуацию – такое отягчающее обстоятельство, как совершение преступления в состоянии опьянения, также не может быть признано в данной ситуации, так как оно уже учтено в качестве признака преступления, поясняет Каширский.

Но, тем не менее, риск назначения штрафа до 300 000 рублей и в любом случае судимости за умышленное уголовное преступление, многих остановит, полагает юрист. Если уж и этих мер окажется недостаточно, то нарушителей ждет реальный тюремный срок, отмечает он.
Законодатели рассчитывают на достаточно быстрый эффект от нововведений – они рассчитывают, что уголовная ответственность скорректирует ряд недостатков прежней системы штрафов, исключив зависимость эффективности наказания от материального состояния правонарушителя. Но подобный оптимизм разделяют не все.

"Можно долго спорить о необходимости ужесточать наказание за административные правонарушения и преступления, однако факт остается фактом, что суды по-прежнему питают благосклонность к должностным лицам, выявляющим их", – говорит Антон Пуляев адвокат, заместитель председателя коллегии адвокатов "ДЕ-ЮРЕ". Необходимо усиление персональной ответственности должностных лиц за незаконное привлечение к административной или уголовной ответственности, а также более внимательное отношения судов к нестыковкам при рассмотрении дел. Без этого говорить о том, что ужесточение наказания – это панацея, не приходится, считает юрист.

Кроме того, смущает появление в Уголовном кодексе формулировок "лицом, имеющим судимость", отмечает Алексей Каширский. "Дело в том, что ещё в 2003 году из Уголовного кодекса было полностью устранено само понятие неоднократности, включая ст. 16 УК, а также все квалифицирующие пункты в статьях особенной части кодекса, ввиду того, что нельзя нести ответственность за одно и то же деяние дважды. Привлечение к ответственности с формулировкой "лицом, имеющим судимость" создаёт как раз такие прецеденты. В настоящее время в общей части кодекса по прежнему отсутствует это понятие", – говорит адвокат. По его словам, введение в особенную часть указанных формулировок по сути противоречит Федеральному закону от 08.12.2003 года N 162-ФЗ: "По всей видимости, на этот счёт ещё предстоит высказаться Конституционному Суду Российской Федерации".

Заместитель московской коллегии адвокатов "Талион" адвокат Александр Гурин считает, что хотя и сложно прогнозировать, как повлияет очередное ужесточение мер наказания за нарушение ПДД, вплоть до уголовной ответственности, можно однозначно сказать, что моментальной реакции среди водителей на данные нововведения не будет.

Задайте вопрос представителю официального портала при Палате адвокатов

Консультант 'Елена Николаевна'
Задайте свой вопрос и я непременно помогу Вам в решении проблемы! — Елена Николаевна


Спасибо, что обратились к нам с вопросом! Ответ на вопрос будет опубликован в течение 30 минут. — Елена Николаевна